Особенности профессиональных заболеваний учителей. Синдром эмоционального "сгорания"

Профессия педагога очень интересная, непредсказуемая, её выбирают жизнерадостные, коммуникабельные, позитивно настроенные люди, любящие детей. Но, в то же время эта профессия считается одной из наиболее стрессогенных в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения коэффициент стрессогенности педагогической деятельности превышает 6 баллов из 10-ти возможных.
К сожалению, сколько хорошего о профессии учителя не говори, но всё равно деятельность тех, кто сеет разумное, доброе, вечное относится к ряду самых напряжённых в психологическом плане. Работа педагога требует от человека постоянного самообладания и саморегуляции. Ежедневная эмоциональная нагрузка у учителей значительно выше, чем у банкиров, полицейских и шахтёров. Приходится читать книги (http://www.booksgid.com/) , причем далеко не одну. Высокое эмоциональное напряжение вызвано ежедневным наличием большого количества стресс-факторов, которые влияют на самочувствие педагога, его работоспособность и качество выполняемой работы. Причинами таких стресс-факторов можно назвать недостаточное финансирование педагогов со стороны государства, постоянная работа с детьми, высокая ответственность за учеников, феминизация профессии, так как женщины-педагоги после работы не имеют возможности отдохнуть, занимаясь домашними делами, им не хватает времени на воспитание собственных детей.

Для представителей педагогической профессии характерен ряд профессиональных заболеваний. Со стороны нервной системы - это неврозы, вегето-сосудистая дистония. Со стороны имунной системы – гиповитаминоз. Очень часто у педагогов можно наблюдать заболевания сердечнососудистой системы. Фонастения, ларингит, фарингит являются наиболее частыми среди заболеваний дыхательной системы педагогов. Страдает и опорно-двигательная система, в которой могут наблюдаться такие изменения как сколиоз, лордоз, кифоз, гипокинезия. Нарушения в эндокринной системе могут вызвать заболевания щитовидной железы, синдром хронического утомления. Со стороны зрительной системы может развиться астенопия.
Кроме вышеперечисленных заболеваний следствием длительного профессионального стресса является синдром эмоционального "сгорания". Этим синдромом можно назвать сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное, физическое истощение из-за длительной эмоциональной нагрузки. Синдром проявляется в депрессивном состоянии, в постоянном ощущении усталости и опустошения, в потере способности видеть положительные результаты собственного труда, в развитии негативных настроев относительно себя и людей, в изменении чувства юмора, которое может исчезнуть совсем или приобрести чёрный оттенок. К характерным признакам вышеназванного эмоционального расстройства также можно отнести бессонницу, различные психосоматические осложнения, увеличение приёма психостимуляторов (таких как кофе, табак, алкоголь и т. д.), отрицательную самооценку, увеличение агрессивности по отношению к окружающим, возникновение пессимизма, безнадёжности, апатии, потерю интереса ко всему происходящему в жизни.


Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях: