Развитие речи детей дошкольного возраста

Речь ребенка развивается поэтапно.
К 3-4 годам закладываются основы детской речи.
На пятом году жизни речь ребенка активно формируется. Он усваивает способы образования слов: существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (например, животных и их детенышей); глаголов с помощью приставок; степеней сравнения прилагательных. Расширяется словарь, появляются существительные, обозначающие части предметов, больше качественных прилагательных. Ребенок начинает пользоваться простыми распространенными, сложносочиненными с союзами «а», «и», сложноподчиненными предложениями с придаточными причины (...потому что...) и времени (...когда...). Ребенок произносит правильно почти все группы звуков, но по-прежнему с нарушениями — шипящие, сонорные звуки.

Основные ошибки этого периода. Ребенок может неправильно согласовывать слова в предложении. Бывают трудности при составлении предложения — пропуск его членов. Ребенок склонен замечать чужие ошибки произношения, но не свои. Речь не всегда интонационно выразительна. Дети этого возраста еще не умеют соизмерять громкость голоса с обстоятельствами, им трудно говорить размеренно.
На шестом году продолжают совершенствоваться все компоненты речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность. Развивается функция словоизменения: ребенок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, сонорные).

Основные ошибки этого периода. Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребенок встречается с историческими чередованиями (например, косил - кошу, писал - пишу, метал - мечу, сказал - скажу, гость - гощу), представляющими сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо-произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих-шипящих и сонорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.
В фонематической системе каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.

Заметка: Уже с дошкольного возраста необходимо задумать о будущем ребенка, развивать те навыки, которые в полной мере раскроют личность во взрослой жизни. При таком подходе выбор вуза (http://челвуз.рф/vozvratnaloga) не станет для подрастающего чада проблемой, а полученное высшее образование будет соответствовать особенностям характера и личности, что очень важно для счастливой жизни, ведь бОльшую часть времени в жизни мы проводим на работе.


Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях: